Методики борьбы с агрессией у детей
Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.
В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.
Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.
Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.
Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.
Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.
Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:
- «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
- Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.
Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.
Стимуляторы агрессии у ребенка
Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:
- Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
- Ссоры с друзьями.
- Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
- Первые неудачи в учёбе.
- Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.
Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:
- общение;
- движение;
- самостоятельность.
Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.
Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная «проверка на прочность», которую они умышленно устраивают для взрослых.
Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии
Не нужно сопровождать свои действия развернутыми комментариями, оценками ребенка. Ваша задача — просто сделать проявления агрессии невозможными. Коротко скажите: «У нас не принято драться!» И достаточно.
Если ребенок ударил кого-то в вашем присутствии, и вы не смогли его удержать, проявите внимание к тому, кого ударили, поведение же ребенка при этом игнорируйте. Ребенок не должен получать повышенное внимание в результате агрессивного поведения
Если ребенок играет в группе детей и вы знаете, что он склонен проявлять агрессию, нужно предпринять описанные ниже действия.
- В период частых вспышек агрессии старайтесь находиться поблизости от ребенка, пока он играет.
- Предупредите родителей других детей, скажите, что сейчас настал такой период у вашего ребенка, что он периодически дерется. Сделайте это так, чтобы малыш вас не слышал.
- Чтобы бороться с агрессией ребенка, как можно пристальней следите за его настроением: если малыш начинает более агрессивно играть (кидать игрушки, стучать игрушками друг об друга), уведите его, поиграйте с ним в подвижные или любые другие игры отдельно.
- Если ребенок один раз кого-то ударил, извинитесь перед этим ребенком, пожалейте его, игнорируя действия обидчика.
- А как справится с детской агрессией, если ей становится слишком много, и малыш не прекращает драки? В этом случае спокойно скажите ему, что так себя не ведут, и вы вынуждены отойти от компании. Отведите и удерживайте ребенка около трех минут в стороне от других детей.
В целом, удерживайте малыша от агрессивных действий, но не давайте в ответ на них повышенного внимания. Агрессивное поведение не должно становиться центром внимания окружающих.
Ниже описаны случаи, в которых проявления детской агрессии закрепляются, и для коррекции поведения приходится приложить немало усилий.
- Родители бездействуют, списывая агрессивное поведение ребенка на его возраст. Фактически взрослые в этом случае попустительствуют агрессии ребенка.
- Родители умиляются поведением ребенка, им кажется, что это очаровательная игра или они видят в этом проявление силы ребенка.
- Родители реагируют агрессивно, злобно. Начинают кричать, бить ребенка и проч. Все эти действия вызывают в ребенке чувство страха, подавленности, и в конечном итоге у него нарастает гнев, в результате которого ребенок опять ведет себя агрессивно. Таким образом, круг замыкается.
- Родители выясняют при ребенке отношения. В ответ на нежелательные действия ребенка родители начинают спорить о методах воспитания. В таком случае агрессивное поведение становится поводом для взрослых высказать друг другу накопившееся недовольство.
- Родители реагируют театрально: демонстративно уходят, делают вид, что плачут, или имитируют переживания боли.
- Родители очень хотят, чтобы ребенок головой «понял», что его поведение недопустимо. При этом обычно много времени посвящается чтению морали, которую ребенок не в состоянии понять.
- Поведение ребенка подсознательно выгодно одному из близких взрослых ребенка. Оно дает ему возможность высказать накопившиеся претензии к другим. Другой вариант — вследствие неуместного поведения ребенка взрослый устраняется из процесса общения с ним и таким образом получает дополнительное свободное время.
Задача взрослых — не давать ребенку бить и кусать людей. Не стоит останавливать битье предметов, топанье ногами, замахивания и проч. Это лучше просто игнорировать, то есть не делать вообще ничего, даже не менять выражение лица.
Как справиться с маленьким агрессором
Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.
В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.
- Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
- Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
- Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
- Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
- Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
- Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
- Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.
Основные причины
Дети, которые постоянно переживают стресс, могут реагировать агрессией, пытаясь справиться с внутренним дискомфортом. Агрессия у ребенка может возникать из-за накопившегося эмоционального напряжения, неумения выражать словами свою обиду, недостатка внимания взрослых, желания показать силу, не владения коммуникативными навыками, чтобы разрешить проблему.
Причины делятся на группы:
Семейные отношения. Ребенок копирует жестокость, насилие, неуважение, частые конфликты в семье. последствия психологических травм, которые получают дети, ставшие свидетелями родительских разборок, могут быть ужасными. Из-за безразличия матери и отца ребенок для привлечения внимания проявляет гнев, крик и непослушание.
Личностные особенности. Через озлобленность и раздражение выражается неустойчивое эмоциональное состояние. Из-за плохого самочувствия появляется агрессия и усталость, из-за заниженной самооценки- страх и чувство вины.
Особенности нервной системы. неуравновешенные дети из-за слабой ЦНС плохо переносят физический и психологический дискомфорт.
Социально-биологические факторы. Считается, что мальчики, как будущие защитники должны сдавать сдачи, уметь постоять за себя.
Ситуационные факторы. Из-за эмоциональной лабильности в детском возрасте появляются вспышки раздражения, гнева от случайного воздействия неблагоприятных событий. Например, плохая оценка в школе, трудности в выполнении домашнего задания.
Родители — громоотвод
— Можно ли посоветовать родителям набраться терпения, чтобы эти вспышки пережить? Какую тактику здесь лучше избрать?
— Наша родительская роль не в том, чтобы объяснить подростку, как жить, и направить. Наша задача — всё то, что с детьми в это время происходит, удержать в рамках, пережить этот период и идти дальше. Поэтому, когда мы говорим о подростковой агрессии, то здесь мы берем на себя функцию громоотвода. Подростки конфликтуют с нами и взрываются, потому что дома чувствуют себя безопаснее чем где бы то ни было. Поэтому и ругаются с нами они чаще, зная, что мы их из дома не вышвырнем. Эти эмоции они не могут привнести в общение со сверстниками, где их обижают, но в ответ они не могут покричать, потому что тогда их будут считать психами и «наобижают» еще сильнее. А дома это делать можно, потому что там безопасно. Родителям нужно принять эту роль громоотвода, чтобы не находится в непрерывном состоянии ужаса и обиды.
— Что родителям делать не стоит?
— Первое — не надо пугаться и впадать в панику. Помните: агрессия — нормальная история, она свойственна любому человеку и так может быть. Для подростков характерна повышенная агрессивность. Из состояния страха мы не можем предпринимать никаких конструктивных действий, а будем защищаться и защищать себя. Точно не нужно в ответ нападать: агрессия порождает обратную агрессию. Напугав подростка, вызвав в нем страх и тем самым погасив вспышку агрессии, мы не решим проблему, а только спровоцируем новые. В какой-то момент «переорать» подростка уже не получится, поэтому и играть в игру «Кто кого переорет» не стоит. Плюс не забывайте, что орем мы тоже от страха, когда не знаем, что сейчас делать. Не нападайте — это только усиливает агрессивное поведение.
— Понятно, что кричать в ответ не следует, а как снять чувство вины за эти конфликты?
— Совершенно не нужно считать себя плохим родителем, когда подросток ведет себя агрессивно. Возможно, вы предпринимаете неверные действия, о которых мы уже поговорили. Поведение подростка может быть никак не связано с тем, хороший вы родитель или плохой, а вот с конкретными действиями — возможно. У любых родителей подростки творят ерунду. Если подросток часто ведет себя агрессивно, это не указывает на патологию. Это может быть свойство подросткового возраста. Чтобы свериться, дойти до специалиста не возбраняется, но подозревать самое плохое точно не стоит. Не надо и игнорировать ситуации агрессии. Это тоже часть взаимодействия, где вы можете помочь, ведь часто агрессия — сигнал о том, что внутри плохо. Становиться жестче тоже не следует, потому что это уже будет агрессия с нашей стороны. Подростки очень редко бывают агрессивными целенаправленно, он поступает так потому, что по-другому не умеет.
— А что же тогда поможет в ситуации проявления агрессии?
— Пошаговой инструкции здесь, конечно, нет, потому что дети очень разные. Но однозначно мы сможем действовать целенаправленно и эффективно, если будем в таких ситуациях сохранять спокойствие или хотя бы будем стараться к нему приблизиться. Агрессия на фоне спокойствия начинает затухать, как костер, в который перестают подкидывать дрова. Спокойствие даст нам возможность соображать. Второй момент — психотерапия для родителя как отдельного взрослого человека. У большинства людей агрессия вызывает страх, мы не умеем с ней взаимодействовать и переживать ее. Это наша личностная история, поэтому психотерапия даст возможность разобраться в себе, понять свои отношения с агрессией и лучше помогать подростку, выдерживать его агрессивное поведение. Помогают и четкие границы
Тут важно разобраться и понять: а как дальше со мной нельзя, чего быть точно не должно? Правильной и неправильной границы не существует, ее важно определить, знать для себя недопустимые проявления агрессии и уметь свои «со мной так нельзя» отстаивать в конфликте. Например, для кого-то неприемлем крик, а для кого-то граница, которую переходить нельзя, — это мат
Этих границ не должно быть много, но они должны быть.
Причины детской агрессии
Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.
- Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
- Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.
Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.
Что стоит за агрессивным поведением?
В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.
Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?
Желание стать лидером, завоевать симпатии.
Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.
Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.
Агрессия и человек
Само проявление агрессии является свойственной для человека. Так как агрессия — это подсознательная форма поведения индивида, направленная на то, чтобы защититься и выжить в мире, где много опасностей. Так было веками.
Однако, человек понимает, что нельзя проявлять агрессию в цивилизованном мире и с возрастом начинает осуществлять контроль над своими агрессивными инстинктами и применять более приемлемые способы реагирования.
Проблема в том, что этому (контролированию своих агрессивных инстинктов) нужно учить человека с детства. В противном случае, у него могут возникать разные сложности с налаживанием контакта с другими людьми. Следовательно, в проявлении агрессии у детей, ключевым и важнейшим фактором является реакция взрослых, прежде всего родителей.
Многие родители ошибочно полагают, что необходимо подавлять агрессию в ребенке. Это большая ошибка, ведь как уже говорилось выше, агрессия – это необходимое и естественное чувство для индивида. А когда все время подавлять проявления агрессии у своего ребенка, то у него может появляться другой вид агрессии: аутоагрессия, которая является более серьезной проблемой. Ведь в этом случае ребенок причиняет вред самому себе.
Или же подавление агрессивного поведения у ребенка может привести к развитию у него психосоматического расстройства.
Итак, что же делать родителю, ребенок которого применяет агрессивное поведение? Тут важнее всего понять, что главной вашей задачей, как родителей, является обучение ребенка способам контроля вспышки своей агрессии. Вы должны научить своего ребенка, как направить конфликт в мирное русло. Показать им и научить защищать себя и свои интересы теми способами, которые приемлемы в социуме
Ведь важно донести до ребенка, что можно и нужно защищаться, но при этом не ущемлять интересы другого и не причинять ему вреда
«Кастрюлька со злостью»
Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.
Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.
«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».
Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.
Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.
Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.
Причины появления детской агрессии
Наследственная предрасположенность. В некоторых случаях многое мы берем от своих предков, что является природным и вполне объяснимым. Генетика — это наука, которая объясняет влияние заложенных задатков на ребенка. При агрессивных родителях малыш часто получает наследственность такого же рода, что станет для него большой проблемой в дальнейшей жизни.
Склад темперамента. Даже у спокойных родителей может появиться ребенок-холерик, который станет бурно проявлять свои эмоции. Контролировать ему себя при этом бывает крайне сложно, потому что отсутствует еще жизненный опыт и самодисциплина. К тому же гиперактивность маленького непоседы часто требует выплеска эмоций, которые не всегда являются позитивными для окружающих.
Неправильная модель воспитания. Хвалить свое чадо нужно, но без явного перебора при этом процессе. Чрезмерное потакательство детским желаниям и причудам может привести к агрессии ребенка при малейшем отказе от озвученной им просьбы. Выражается протест часто в виде истерики и даже попытки ударить слабохарактерного родителя.
Некорректная критика. Порицание должно присутствовать в воспитательном процессе любого ребенка, но оно обязано быть всегда взвешенным и уместным. Маленькая личность может взбунтоваться, если ее унижают на глазах у посторонних людей. Каждый взрослый человек не потерпит подобного отношения к себе, но это почему-то забывается, когда речь идет о маленькой личности.
Критический возраст. Специалисты утверждают, что в определенное время у детей наблюдаются некие вспышки агрессии. Это касается периода, когда ребенку исполняется три года, семь и двенадцать-четырнадцать лет. Следует отметить, что при этом агрессия будет иметь разную природу образования. Это неудивительно, потому что при изучении окружающего мира маленький исследователь набирается опыта, и его пожелания резко меняются.
Подражание сверстникам. Чужой пример не всегда является положительным, когда дело касается агрессии в детском возрасте. Очень часто ребенок начинает копировать поведение своего знакомого, который кажется ему сильным и смелым в проявлении своей очевидной жестокости. Самое страшное при этом происходит тогда, когда создаются такие опасные клубы по интересам.
Ревность к родителям. Иногда папа и мама не могут понять, что случилось с их некогда спокойным ребенком, которого просто подменили
Причиной агрессивного поведения может стать ревность к родившемуся брату или сестре, потому что основное внимание родителей направлено теперь на малыша. Подобная ситуация также возникает при появлении в некогда неполной семье нового ее представителя, который посягает на любовь папы или мамы.
Проблемы в детском коллективе
Ребенок может агрессировать, если на него идет давление большого количества одногодок. Это напоминает своеобразную травлю, против которой несформировавшейся личности устоять сложно. Подобное преследование может выбить из колеи даже взрослого человека, поэтому агрессия как самозащита в таком случае встречается довольно часто.
Что такое детская агрессия?
Слово «агрессия» часто преподносят неправильно. Большинство представляет себе, что агрессор ― это всегда рассерженный, неуправляемый и злой ребенок. На самом же деле, агрессия является не эмоциональным состоянием, а моделью поведения маленького члена общества, которая формируется в очень юном возрасте.
Другими словами, агрессия ― это специфическая реакция индивидуума на определенные жизненные события в виде сильного недовольства конечным исходом. Агрессия ребенка может быть направлена не только на внешнее окружение, но и на самого себя.
Это происходит, когда малыш не может правильно управлять своими чувствами, например, страхом или гневом. Вскоре он теряет контроль и происходит негативный выплеск эмоций в виде недоброжелательности по отношению к какому-то объекту
При этом очень важно научиться различать нормальные негативные эмоции ребенка, благодаря которым он выказывает свою позицию, и деструктивное поведение малышей, а именно ― детскую агрессию
Как бы ни удивительно это не зазвучало, задатки агрессии могут появиться у малыша еще в утробе матери. Представьте себе ситуацию, когда малыш начинает сильно пинаться в животике женщины, которая находится на последнем месяце беременности. Она может недовольным тоном сказать ребенку, чтобы он перестал пинаться или ласково попросить его немного успокоиться, потому что маме некомфортно. Поскольку малыш способен понимать эмоции матери, в первом случае у него будет больше шансов вырасти агрессором.
Общие сведения
Агрессивное поведение с раздражением, гневом, злостью встречается у детей разных возрастов. Таким образом дети оценивают свою значимость и полезность. Частое достижение желаемого после демонстрации агрессии закрепляется в поведении, становясь чертой характера. Мальчики проявляют агрессию открыто. У девочек она проявляется неявно. Агрессивное поведение у детей формируется воспитанием в семье из-за попустительской позиции родителей с равнодушным отношением или из-за жестокого отношения с запретами и наказаниями. Чаще всего агрессивные дети чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.
Важно отличать агрессию от агрессивности. Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину
Как снизить агрессию у ребёнка, игры и упражнения
С помощью игр и различных упражнений школьник может избавиться от накопившихся негативных эмоций и уменьшить уровень агрессивности. Основная рекомендация родителям агрессивного ребенка — старайтесь играть вместе с ним.
- «Вырази чувства»
Игра направлена на лучшее знакомство со своими эмоциями. Для детей от 6 лет.
Ведущий задумывает какое-то чувство и пытается выразить его только жестами, словами или с помощью выражения глаз. Другой участник должен угадать, что задумал ведущий.
2. «Три подвига Андрея»
Помогает школьникам использовать агрессивные действия в социально приемлемом виде. Для детей от 6 лет.
Ведущий (взрослый) рассказывает историю про мальчика Андрея, который дрался с другими детьми. Однажды Андрей обидел злого волшебника, и тот превратил его в дракона. Чтобы расколдоваться, Андрею нужно выполнить 3 подвига, связанных с проявленным видом агрессии. Например, вступить в бой с Кащеем и защитить от него Бабу Ягу. Ребёнок может изображать каждого из героев его сказки.
3. «Почему злится динозавр/чего боится динозавр»
Помогает школьнику осознать и проговорить свою злость или страхи. Для детей от 9 лет.
Взрослый рассказывает о своих страхах и злости, а затем предлагает ребёнку представить себя динозавром и рассказать, чего он боится и почему злится.
4. «Дровосек»
Помогает ребёнку снять физическое напряжение. Для детей от 8 лет.
Взрослый предлагает ребёнку представить, что тот рубит дрова, взмахивая руками, как будто держит топор. С каждым «ударом» нужно издавать какой-то звук, а в конце нужно посчитать, сколько брёвен разрубил дровосек, сколько поленьев получил. Количество брёвен ребёнок может запланировать заранее, например, «я хочу разрубить 8 поленьев».
Чаще всего с удовольствием играют дети младшего и среднего школьного возраста, а подростки могут отказаться от «детских развлечений», поэтому им можно предложить совместные занятия спортом или настольные игры вроде «Свинтуса» или «Крокодила». И конечно, коррекция агрессивного поведения подростков — непростой процесс, одними играми тут не обойтись.