Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Изначально неправильный настрой на посещение садика

Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.

Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).

Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома

Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.

Первые дни — это не от звонка до звонка

Адаптация проходит постепенно. Первые дни в саду ребенок находится 1−2 часа. Второй день, в зависимости от поведения ребенка — можно на час продлить.

«Желательно оставлять ребенка до обеда около двух недель и только потом оставлять на сон», — говорит Елена Ковальчук.

Некоторые психологи советуют, чтобы первые два дня мамы находились в детском саду вместе с ребенком в группе. Но Елена из личного опыта не советовала этого делать.

«Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать „разгрузочные дни от садика“ на один-два дня в неделю оставаться с ребенком дома», — советует педагог-психолог Ольга Литавор.

Несколько общих рекомендаций родителям

Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо

Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе

Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой режим дня у детей в детском саду?

Готовить заблаговременно

Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки

Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 – так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.

Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.

В процессе посещения сада

Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться

Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям

Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка одеваться в 3 года?

Детский сад — начните с себя и соблюдайте режим

«Пожалуйста, доверяйте своим педагогам, которых вы сами выбрали. Тогда адаптация для вас и ребенка пройдет легче», — говорит Елена Ковальчук, воспитательница с высшей категорией.

Начинать она советует с себя — узнать, каким будет режим в детском саду и приучать к нему ребенка.

Рассказать, что такое детский сад и что там делают, нужно за пару месяцев до того, как ребенок начнёт туда ходить.

Чтобы адаптация проходила легче, педагог-психолог Ольга Литавор советует сначала гулять около детского сада, чтобы малыш привыкал к территории.

«Однако с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии. Это может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах», — говорит Ольга

Во время адаптации к саду дети могут быть плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности.

Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша

Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом

Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку

Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости. Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря». Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.Неверный ежедневный распорядок. Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны. Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим

Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

Период адаптации — неспокойное время

Приспособление человеческого организма к новым условиям — это и есть адаптация. Каждый ребёнок, даже самый маленький, имеет инстинкт самосохранения, направленный на то, чтобы избегать неблагоприятных ситуаций. Помещение малыша в незнакомый коллектив, где есть свои правила и отсутствуют родители как раз воспринимается, как ситуация, потенциально опасная для жизни. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать такие условия, которые воспринимались бы маленьким членом общества как абсолютно безопасные.

Малышу, который всё время проводил с мамой, приходится расставаться с ней и приспосабливаться к новым условиям

Все малыши разные. Нет ничего странного в том, что одни дети практически с первого дня начинают посещать дошкольное учреждение без слёз, а другие ведут себя беспокойно даже через месяц регулярных походов в сад. На продолжительность периода адаптации могут влиять и такие факторы:

  • возраст ребёнка;
  • темперамент;
  • состояние здоровья;
  • режим дня;
  • владение навыками самообслуживания;
  • умение говорить;
  • стиль семейного воспитания.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Долгое пребывание в детском саду в период адаптации

Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.

Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день

Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.

Советы родителям

Ниже, перечислены полезные практические рекомендации по отдельным этапам адаптации ребенка к будущему поступлению в детский сад.

Развиваем самостоятельность

Перед поступлением в садик малыш обязан обладать хотя бы начальными навыками самообслуживания — речь не идёт о полноценной самостоятельности в столь юном возрасте. Рекомендуемый минимум включает в себя:

  • Умение проситься и ходить в туалет. Желательно приучить малыша хотя бы к горшку, а также вовремя сообщать о желании сходить по малой либо большой нужде. Для яслей и самой начальной группы ДОУ этого, как правило, достаточно;
  • Одевание и раздевание. Ребенок должен уметь снимать с себя одежду/обувь и надевать её. Начните осваивать этот навык с игровой форме, помогайте только в том случае, если чадо не может справиться с процессом длительные период времени, но не делайте все за него — хотя бы минимальное участие в мероприятии он должен принимать. Для облегчения данного процесса выбирайте наиболее простые вещи без массы пуговиц и застежек, свободно сидящие на малыше. В садик одевайте исключительно по погоде;
  • Употребление пищи. Ребенок должен уметь пользоваться вилкой, ложкой и тарелками — докармливание в садике не практикуется (если это не специализированные ясли для детей от 1 года). Старайтесь научить его аккуратности, а также максимально адаптируйте ежедневный рацион питания под стандартное меню ДОУ, чтобы ваш малыш не отказывался от незнакомой пищи;
  • Личная гигиена. Еще один обязательный пункт — умение мыть руки, ноги, обтираться, умываться. Основные правила личной самостоятельной гигиены нужно прививать с самого раннего детства, параллельно с прочими вышеозначенными мероприятиями. Показывайте на практике, как это делать правильно, используйте развивающие книжки или мультфильмы.

Защищаем от инфекций в детском саду

Типичная проблема первого года нахождения в детском саду — это частые болезни малыша. Различные инфекции не позволяют ребенку постоянно присутствовать в группе, зачастую количество пропущенных по болезням дней может исчисляться неделями и даже месяцами.

Следует понимать, что данный процесс является естественным — ребенок контактирует с другими детьми, постоянно находясь в тесном контакте с одногруппниками. Иммунитет постепенно развивает защиту к большинству классических детских болезней. Как облегчить этот процесс и болеть меньше?

  • Правильный подбор одежды. Ребенок должен не переохлаждаться, но и не перегреваться как в группе, так и на улице во время прогулок. Одевайте его исключительно по погоде (ориентируясь на себя +1 дополнительный слой), а также текущему температурному режиму в самой группе — зачастую зимой в помещениях ДОУ топят очень сильно, а весной либо осенью наоборот довольно прохладно;
  • Сбалансированное питание. Малыш должен в достаточном количестве употреблять овощи, фрукты, мясо, рыбу и иные полезные продукты, чтобы гармонично развиваться физически и поддерживать иммунитет естественным поступлением необходимых витаминов и микроэлементов;
  • Закаливание. Регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание комнат и прочие мероприятия помогут терморегуляционным механизмам организма малыша работать правильно;
  • Своевременное обращение к врачу. Даже при незначительных признаках болезни следует незамедлительно обращаться к педиатру — правильное лечение снизит риски развития осложнений;
  • Дополнительные меры. В период массовых эпидемий можно давать ребенку специальные действие витаминно-минеральные комплексы, производить профилактическую поддержку противовирусными средствами, интерферонами.

Первые шаги

Первое время приходить в садик лучше раньше всех. Если он открывается в 7 утра, стоит постараться привести к открытию. Это даст ребёнку возможность пообщаться с воспитателями практически наедине, лучше понять друг друга.

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, нужно ли родителю оставаться в группе первое время или нет. Но большинство садов предоставляют такую возможность. Нужно лишь оформленная медицинская книжка, свежие результаты флюорографии и сменная обувь

Можно показать ребёнку группу, немного поиграть, но всё же акцентировать внимание на воспитателях. Ведь это с ними дети проводят большую часть времени в саду

Если остаться в группе нет возможности, а ребёнку очень тревожно, можно остаться в коридоре. Но договориться, что малыш пойдёт к ребятам, а мама посидит в раздевалке. И если очень захочется увидеться, она будет рядом.

Некоторые дети не могут и не хотят отпускать родителя. В этом случае правильным решением может стать уход из группы с обещанием скоро вернуться. Если утренние истерики продолжаются на протяжении 2-х недель и более, стоит задуматься о целесообразности посещения сада и подумать о других вариантах на ближайший год (няня, бабушка и т. д.).

Привыкание должно проходить постепенно. Первые три недели не стоит оставлять ребёнка на дневной сон. Ровно 21 день. Многим знаком этот срок — время формирования привычки. Нарушать это правило, прикрываясь индивидуальными особенностями детей, конечно, можно. Но тогда нет никакого смысла рассчитывать, что все остальные рекомендации сработают.

Если ребёнок уверяет, что он хочет и готов остаться на сон и до вечера, а период 3-х недель ещё не прошёл, не стоит прерывать адаптацию. Относиться к этому нужно примерно так же, как если бы малыш заявил, что готов переходить один дорогу или приготовить себе еду. Настрой отличный, но всё же пока стоит отложить этот момент.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике

Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели

Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

    Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

  4. Диагностика по системе «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.
    Рисунок семьи свидетельствует о состоянии «климата» домашних отношений и отношения ребенка к родителям. Нередко в положительных, с точки зрения взрослых, семьях обнаруживаются резко противоположные детские оценки домашних ситуаций.

    Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

  5. Диагностика по вопросам П. Бейкер и М. Алворд выявляет наличие симптомов тревожности, рассеянного внимания, мышечного напряжения и плохого сна.
  6. Диагностика по вопросам Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко тестирует ребенка на уровень беспокойства в отношениях с ровесниками.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Ошибка №4: Быстрые сборы в садик

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик

В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д

Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия

Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

Однако это не означает, что сдавать в ДОУ детей возрастом 2,5 и даже 2 года запрещено. Каждое чадо — индивидуально. Отдельные малыши в эти года овладевают необходимым минимумом навыков, необходимых для детсада, другие ситуации не позволяют родителям очень долго находиться с ребенком (необходимость выхода на работу, прочие обстоятельства).

Адаптация детей к детскому саду в этих случаях имеет ряд особенностей:

  • Форсированная предварительная подготовка к вливанию в новый социум. Начинать её нужно заблаговременно, психологически настраивая малыша на то, что ребенок уже скоро пойдет в детский сад. Лучше проводить её в максимально игровой и мягкой форме;
  • Более длительная первичная адаптация. Ребенку требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой для себя обстановке. Помимо ознакомительных экскурсий в садик, необходимо непродолжительно оставлять малыша в группе на 1–2 часа — сначала с одним из родителей (чтобы он присутствовал неподалёку в пределах видимости), а потом и самостоятельно. Подобная первичная адаптация с постепенным наращиванием времени присутствия чада в дошкольном учреждении может длиться до полутора месяцев, вплоть до выхода на полноценный день;
  • Комплексное обучение самостоятельным навыкам. В случае раннего выхода ребенка в детсад, получение самостоятельных навыков одевания, употребления пищи, походов в туалет, умения умываться и мыть руки, нельзя бросать на самотёк, уповая на естественное развитие данных возможностей. У воспитателя и нянечки может просто не оказаться столь большого количества времени, чтобы обучить вашего ребенка (учитывая высокую наполняемость современных дошкольных групп) — все это нужно освоить дома.

Проблема адаптации и ее виды

Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.

Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:

Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.

Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года. Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее. Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.

Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя. Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад. Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети

То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно

Чего делать нельзя?

Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:

  • водить в садик заболевшего ребенка;
  • обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
  • ругать или наказывать кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
  • плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
  • сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.

Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.

Срыв адаптации

Нередко бывает так, что ребёнок уже успел приспособиться к новой обстановке и вдруг начинает продолжительно болеть. Или детский организм так и не справился со стрессом и дал сбой в виде ухудшения самочувствия. Это называется срывом адаптации. За время пребывания дома кроха может забыть о детском саде, и психологический дискомфорт при повторном посещении дошкольного учреждения придётся испытать снова. Причём эта ситуация может повторяться из раза в раз.

Родителям нужно регулярно стоит напоминать о воспитателях и новых интересных занятиях малыша в саду, о совместных весёлых играх. В общем, продолжайте поддерживать и всячески мотивировать ребёнка, формировать у него позитивные воспоминания и отношение к садику. После выздоровления стоит возобновить посещение сада постепенно: возможно, будет лучше первые дни приводить малыша только на время прогулки, а затем постепенно увеличивать его.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий