Свободное дыхание
Пеленание младенцев — традиция давняя и небесполезная. Новорожденный малыш еще не умеет управлять своими движениями, дергает ручками и ножками и может себя не только оцарапать, но и испугать. Пеленки издревле помогали снять обе эти проблемы. Другое дело, что в советское время популярностью пользовалось тугое пеленание. Женщины верили, что жесткая фиксация конечностей позволяет предотвратить искривление ножек и позвоночника. И хотя в таком тесном коконе ребенок вел себя спокойнее, у него хуже развивалось осязание и опорно-двигательный аппарат.
В 80-е годы педиатры решили, что достаточно пеленать только нижнюю часть туловища вместе с ножками. Чтобы ребенок не царапал себя, ему подстригали ноготки или надевали специальные рукавички. Сейчас в ходу только свободное пеленание, и то его рекомендуют в редких случаях, например если кроха с трудом засыпает. Теперь считается, что свобода действий (в прямом смысле слова) отражается и на внутреннем мире ребенка: он растет более уверенным в себе. Кроме того, без пеленок кожа малыша лучше дышит, а это — хорошая профилактика опрелостей.
Боязнь использовать носовые капли
“Младенцам жизненно необходимо, чтобы их носовые ходы оставались совершенно свободными и чистыми для полноценного дыхания носом во время сосания материнской груди. Соответственно, если носик ребенка не является полностью чистым внутри, могут возникнуть проблемы при кормлении и даже сне. Родители часто очень неохотно решаются использовать солевые капли для закапывания в нос. Мне приходится постоянно у себя в кабинете делать это за них. Да, возможно, ребенок будет плакать при этом не совсем приятном и удобном для него процессе, но в конце концов, ему станет намного комфортнее. Новорожденные младенцы чихают совсем немного, но все равно их носовые ходы достаточно быстро загрязняются. Поэтому каждый раз, когда вы чувствуете, что носик вашого ребенка заложен, используйте солевые капли для носа, и ему станет намного лучше дышать”.
Кроме тех типичных огрехов, которые назвал доктор Стокгейм, существуют также некоторые другие часто встречаемые ошибки молодых родителей, вызванные, как правило, чрезмерным усердием и гиперзаботой о малыше.
Отсутствие элементарных знаний
“Каждый раз, когда я нахожусь на дежурстве в детской больнице или когда ко мне приносят на прием новорожденного, я ловлю себя на мысли, что родители задают одни и те же вопросы снова и снова. Поразительно, что многие родители знают все обо всех моделях колясок той или иной торговой марки, но очень мало кто задумывается о тонкостях ухода за ребенком. А ведь существует очень много источников, из которых современные родители могут подчерпнуть полезную информацию о том, как надо ухаживать за новорожденным. Не думайте, что все придет исключительно с опытом. В процессе приобретения такого опыта вы набьете много «шишек», а ведь речь идет о вашем ребенке! Поэтому я призываю родителей как можно активнее самостоятельно добывать информацию, чтобы к моменту рождения ребенка они были вооружены знаниями, а не надеялись на то, что все придет само собой. А о том что непонятно, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать вашего педиатра”.
Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка
Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и “парадоксальное” (несоответствующее генетической программе).
Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.
Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами “даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям” в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, “способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни”. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, “миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития”
Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия.
Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики
Обновленная версия
В 1946 году в магазинах появилась книга американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним». Издатель планировал продать около 10 тысяч экземпляров, а продал… 750 тысяч! В СССР она появилась на исходе хрущевской «оттепели», когда послевоенное поколение, уставшее от правил и жестких ограничений, восприняло руководство доктора Спока как новую Библию. И это понятно. Раньше малышей рекомендовали держать в ежовых рукавицах, а доктор Спок писал: «Доверяйте себе и ребенку, кормите его тогда, когда он просит, берите его на руки, когда он плачет, дайте ему свободу, уважайте в нем личность!» Врач просто изложил свой опыт, не подозревая, что совершает переворот не только в педиатрии, но и в умах советских граждан. Сейчас некоторые врачи утверждают, что часть его рекомендаций сильно устарела. Однако на практике его советы до сих пор актуальны, и современные родители могут ими смело руководствоваться.
Средства передвижения
Самая первая детская коляска увидела свет в 1733 году благодаря находчивости английского ландшафтного архитектора Уильяма Кента. Она больше походила на повозку, и впрягать в нее нужно было либо собаку, либо пони. Первая компания по производству колясок, имеющих привычный для нас вид, тоже появилась в Великобритании в конце XIX века. Очередную революцию в индустрии совершил уже американец, Уильям Ричардсон, в 1889 году. Он придумал модель-трансформер, в которой ребенок мог сидеть как лицом к маме, так и спиной к ней.
В СССР промышленное производство отечественных колясок было начато в 1949 году, после того как по приказу правительства из Германии был привезен немецкий образец. Сегодня же коляски оснащают множеством дополнительных аксессуаров и функций, о которых раньше можно было только мечтать.
Пребывание ребенка в одном и том же положении
“Есть одна вещь, которую я часто замечаю у младенцев в возрасте 6 месяцев – череп ребенка приобретает заметное уплощение. Все дело в том, что мамы, начитавшись о пользе для правильного формирования позвоночника ребенка сна на спине, или же просто боясь лишний раз прикоснуться к нему, имеют тенденцию класть ребенка в кроватку всегда в одном и том же положении. Из-за этого вес тела младенца всегда падает на одну и ту же часть его черепа. А между тем известно, что кости черепа у новорожденных еще достаточно мягкие и способны к деформациям. Родители! Не бойтесь иногда класть своего ребенка в кроватке на тот или другой бок и даже на животик (когда он не спит)”.
Перегревание ребенка
Молодые родители, няня, любящие бабушка и дедушка излишне переусердствовали, одевая на младенца большое количество одежды дома или на прогулке на свежем воздухе – увы, такое встречается сплошь и рядом. Понятно, что вы не хотите, чтобы ваш ребенок получил переохлаждение и заболел, но едва ли не самая распространенная ошибка – одевать чрезмерно. Постоянное перегревание ослабляет иммунитет ребенка, делает его вялым, неспособным противостоять болезням и инфекциям.
Лучший способ избежать перегрева – одеть его “слоями”. По реакции самого ребенка, а также пробуя на ощупь его живот или спину (щеки или ноги всегда кажутся прохладными, поэтому не используйте их в качестве индикатора), вы сможете добавить или снять что-то из его одежды.
Дары природы
В дореволюционной России в высших сословиях кормление грудью было мало распространено — хорошим тоном считалось отдавать ребенка кормилице. В купеческой и крестьянской среде грудью было принято кормить детей долго, поскольку все знали, что это повышает шансы крохи на выживание. Обычно использовался принцип «трех длинных постов: женщина кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от 1,5 до 2 лет.
В СССР грудное вскармливание воспринимали исключительно как способ насыщения младенца. Говорили, что держать детей, даже ослабленных, у груди более 30 минут не рекомендуется, так как это нарушает дальнейший режим их питания и приучает ребенка относиться к груди как к соске, то есть использовать ее для самоутешения. Сегодня российские врачи полностью разделяют мнение ВОЗ и рекомендуют кормить ребенка только грудью вплоть до 6 месяцев.
В стиле унисекс
В конце XIX века в семьях аристократов и мальчики, и девочки носили коротенькие платьица с низкой «талией». Это было связано с тем, что младенца воспринимали как несформировавшееся и почти бесполое существо и относились к нему как к нежному ангелочку. Хотя был у этой традиции и чисто практический смысл: в юбке ребенок мог справлять естественные нужды самостоятельно, а иногда даже не запачкавшись. К тому же платья легче было шить на вырост, особенно когда ткань была дорогой.
Мальчик в те времена получал первоначально «женское» домашнее воспитание: гувернантки, обучавшие его иностранным языкам и хорошим манерам, как правило, предшествовали учителям-мужчинам в гимназии или колледже. Считалось, что, пока мальчики находились с матерью, они были одеты в платья, но когда они переходили на попечение мужчин — отца или учителя, им надевали брюки. Малыши, конечно, с нетерпением ждали, когда им позволят носить брючки, ведь тогда они уже считались почти взрослыми. В день, когда мальчик менял платьице на брючки или бриджи, могли даже устроить праздник — в ознаменование перехода из младенчества в отрочество. В странах Западной Европы дети мужского пола носили платья до 4−8 лет. Они часто были более ярких или темных цветов, чем у девочек, да и ткани были плотнее и крепче.
В наше время детская мода претерпела значительные изменения, и даже наметилась обратная тенденция: если раньше мальчиков одевали как девочек, то теперь девочек все чаще одевают как мальчиков, хотя гардероб юных модниц до сих пор более разнообразен.
«Плавающий» график
К середине XX века в СССР началась активная пропаганда искусственных смесей. Педиатры убеждали женщин, что в грудном молоке не хватает многих веществ и необходим «докорм» — добавление к грудному молоку или смеси соков и фруктовых пюре объемом не более 50 мл в сутки. В 40−50-е годы отечественным педиатром А.Ф. Туром были стандартизированы принципы вскармливания детей до 1 года. Первый прикорм рекомендовали начинать с манной каши в 5−6 месяцев; овощное и фруктовое пюре вводились в 6−7 месяцев, в 7−8 месяцев — мясной бульон, в 8−9 месяцев — сухарики, печенье и яичный желток, в 9−10 месяцев — мясной фарш, в 12−14 месяцев — мясные котлеты. В 60-е годы докорм советовали начинать уже в 2−4 месяца, а прикорм — с 4−5 месяцев, но «искусственников» знакомили со «взрослыми» продуктами еще раньше. В возрасте 1 месяца рекомендовали вводить фруктовые соки, в 1,5 — яблочное пюре (тертое яблоко), 3,5 — творог (из молочной кухни), в 4 в рацион добавляется яичный желток, в 4,5 месяца — овощное пюре.
Таких правил, поддержанных советским Минздравом, наши бабушки и мамы придерживались до начала 90-х годов. Затем эта схема претерпела кардинальные изменения. Многочисленные исследования показали, что раннее введение прикорма ведет к появлению колик, пищевой аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом. В настоящее время сроки введения прикорма вновь соответствуют нормам 1940−50-х годов. Первый прикорм вводится с 4,5 мес. детям на искусственном вскармливании, с 5 мес. — на грудном. До 5 мес. не рекомендуется вводить докормов (соков и фруктовых пюре). Для детей с проблемами пищеварительного тракта и другими заболеваниями подбирают индивидуальную схему.
Больше полезных и интересных материалов для мам и пап новорожденных детей ищите на нашем канале в .
Профилактика кожных высыпаний
У малыша красные или розовые высыпания на участках кожи, которые больше всего потеют, — на складках в районе шеи, локтях, коленях, а также на ягодицах, спине и щеках? Это может быть потница. Сыпь этого рода не причиняет малышу и малейшего дискомфорта, однако она немало расстраивает маму. Чтобы научиться распознавать и предотвращать потницу, надо принять некоторые меры:
- Не держите малыша весь день в подгузниках, по возможности используйте их только на прогулках и для ночного сна;
- Подмывайте после каждого испражнения проточной водой;
- Не перегревайте малыша, следите за тем, чтобы температура в помещении была комфортной (оптимально — 20 – 22°), на прогулку одевайте по погоде (определить, замерз ребенок или нет, можно потрогав его плечики и носик);
- Убедитесь, что одежда и постельное белье малыша из натуральных тканей;
- Купайте ребенка каждый день, используйте для купания отвары трав;
- Обязательно устраивайте воздушные ванны на одноразовой пеленке или многоразовой с обычной хлопчатобумажной пеленкой поверх — это замечательная закаливающая процедура и отличная профилактика потницы;
- Применяйте специальные кремы в зоне под подгузником.
Именно профилактика, то есть правильный уход за кожей, — лучшее средство борьбы с потницей. Напомним вам общие рекомендации, которые могут предотвратить появление кожных высыпаний:
- Задумайтесь о питании: если вы кормите грудью — скорректируйте свою диету, убрав из нее все продукты, которые могут вызвать аллергию; если ребенок на искусственном вскармливании — следите за реакцией на смесь.
- Помните о правильной гигиене и уходе за ребенком (мы подробно пишем об этом здесь).
- Попробуйте другие подгузники и дезинфицирующие салфетки.
- Стирайте детскую одежду и постельное белье гипоаллергенными детскими порошками.
- Уберите все возможные аллергены из квартиры.
Если вы применяете все методы лечения и профилактики, но сыпь не проходит, размер пятен увеличивается, жидкость меняет цвет, значит заболевание осложнилось и нужно обязательно обратиться к врачу. Он подберет для вашего новорожденного малыша специальные медикаменты и назначит лечение.