Ограничьте доступ к телевизору.
Если дети бесконтрольно смотрят телевизор, может возникнуть несколько проблем. Первая — сцены, содержащие насилие. За год ребенок может увидеть тысячи убийств, драк, аварий и взрывов.
Очевидно, что ценности и подход к решению проблем, которые показывают по телевизору, отличаются от наших.
Тревожит тот факт, что просмотр телевизора оказывает почти гипнотический эффект. Многие родители говорят, что маленькие дети могут часами сидеть перед телевизором. Они смотрят на экран долгое время, фактически в трансе.
Просмотр телевизора — в лучшем случае пассивное занятие. Не нужно мыслей, воображения или усилий. Качественные программы для детей иногда очень интересны, но в целом далеки от идеала.
Лучше всего, если просмотр телевизора будет умеренным и спланированным. Детям он не нужен, чтобы развлечь себя. Установите разумные правила. Определите программы, которые вы разрешите смотреть, и решите, сколько часов в день ребенок может проводить перед телевизором.
Дайте малышу выбор: «Ты можешь сам выбрать из этих программ. Но не больше трех в день. Что хочешь посмотреть сегодня?»
Вступайте в переговоры.
«Родители, которые вступают с подростками в переговоры, знают о жизни своих детей больше, чем остальные, — считает профессор Новоорлеанского университета Роберт Лэйрд. — Родители, установившие слишком жесткие правила, заставляют детей обходить и нарушать их».
Как показывают исследования, меньше всего подростки врут родителям, которые методично следят за выполнением правил, но в то же время готовы проявить гибкость и прислушаться к мнению детей.
Если обычно ребенок должен ложиться спать в одиннадцать вечера, но объясняет, что очень хочет сходить на какое-то мероприятие, родителям лучше всего сказать: «Хорошо, только сегодня ты можешь вернуться домой в час ночи».
Такой подход помогает детям не врать и уважать правила. Подобное сотрудничество помогает поддержать естественный авторитет родителей.
По материалам книг «Развитие силы воли», «Мой ребенок — интроверт», «Художник есть в каждом», «Эмоциональный интеллект ребенка», «Энциклопедия Монтессори», «Малышу виднее», «Секреты высыпающейся мамы», «Свобода учиться», «Мифы воспитания», «Ребенок-оптимист», «Тридцать миллионов слов». Издательство «МИФ»
Не пытайтесь занять ребенка, если он заскучал.
Если вашему ребенку стало скучно, значит ему пора изменить направление деятельности
Будьте внимательны: важно научить детей думать и не бояться оставаться наедине со своими мыслями. Когда ребенку скучно, прежде всего он начнет размышлять: «И что теперь?» Как ни странно, именно эту мысль можно считать источником истинного вдохновения
Способность фантазировать заложена в нас с самого рождения. Когда ребенок пытается выдумать что-то новое, то включает определенную часть мозга и пробуждает эту способность. Так у него развивается творческое мышление. Он учится генерировать нестандартные идеи, которые и сделают его интересной, самобытной личностью.
Поэтому в следующий раз, когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Помогите малышу найти решение самостоятельно. Например, предложите ему пять раз закончить фразу: «Я могу ________».
Позволяйте детям много играть.
Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила.
Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными.
В школе обратная ситуация: дети не могут принимать собственные решения, их задача — делать то, что им говорят. Каждый раз, когда мы увеличиваем время, которое ребенок проводит в школе или занимается чем-то под руководством взрослых, мы снижаем его возможность научиться контролировать свою жизнь.
Детям не нужно больше образования. Им нужно быть более свободными. Еще им нужна возможность безопасно играть и исследовать окружающий мир. Они должны иметь доступ к средствам, идеям и людям (включая товарищей по играм), которые помогают им выбрать собственный путь.
Наблюдайте, на что ребенок смотрит, что говорит и что делает.
Возможно, имеет смысл вести дневник. Регулярно выделяйте время на наблюдение за ребенком. Устройтесь удобно неподалеку, чтобы хорошо видеть и слышать его и других детей, с которыми он играет. Делайте заметки о том, что видите: со временем у вас соберется интересная коллекция записей о поведении ребенка в разном возрасте.
Вдобавок это поможет вам заметить новую модель поведения. Старайтесь интерпретировать поведение ребенка. Если вы заметили, что у него появилось новое увлечение, подумайте, что ему предложить, чтобы поддержать и усилить интерес.
По мере взросления предпочтения, интересы и способности ребенка меняются непредсказуемо. Каждый раз, когда вы наблюдаете за ним, постарайтесь забыть о том, как он вел себя раньше, и сосредоточьтесь на том, что происходит сейчас.
Обратите внимание, какие игрушки он выбирает. Как он ими пользуется? Предпочитает ли он играть один или в компании других детей? Замечаете ли вы со временем характерные особенности в его поведении?. Понаблюдайте, как ваш ребенок передвигается по дому: спокойно и аккуратно или шумно и сбивая все на своем пути? Есть ли в доме комната, которая особенно нравится ему? Что его там привлекает?
Понаблюдайте, как ваш ребенок передвигается по дому: спокойно и аккуратно или шумно и сбивая все на своем пути? Есть ли в доме комната, которая особенно нравится ему? Что его там привлекает?
Обратите внимание, какая еда больше всего нравится ребенку. Во время наблюдений постарайтесь не вмешиваться в занятия ребенка
Цель в том, чтобы понять, что он делает, а не поправлять его
Во время наблюдений постарайтесь не вмешиваться в занятия ребенка. Цель в том, чтобы понять, что он делает, а не поправлять его.
Посещайте детский сад
Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной. Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать. Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность — главное правило.
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1. Белки. А это все виды мяса, рыба, молочные изделия, растительные белки, которые присутствуют в горохе, чечевице, бобах.
Белки являются источником аминокислот, многие из которых абсолютно необходимы для формирования умственного развития. К ним относится триптофан, тирозин, фенилаланин, глутаминовая кислота, глицин.
2. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать разнообразные растительные масла, а также рыбный жир из морской рыбы – семги, скумбрии. Омега 3 являются составной частью клеток коры головного мозга, укрепляют ассоциативные связи нейронов и проводящих путей в нервной системе. А это – прекрасная память и высокие когнитивные показатели нервной системы.
3. Ягоды и фрукты – это незаменимый источник витамина С и биофлавоноидов. Этот витамин необходим для укрепления сосудов головного мозга и отличного его кровоснабжения. Лучшим источником витамина С является черника, черная смородина, киви, апельсины.
4. Ребенок должен получать яйца, семена подсолнуха и тыквы, соевые продукты. Все они являются источником холина. А это предшественник синтеза нейромедиаторов, т.е. основных веществ – носителей мыслительных процессов.
5. Разнообразные овощи тоже должны входить в рацион ребенка. В морковке много витамина А, в свекле – бетаина. Они важны для уравновешенного поведения ребенка, укрепления иммунитета, хорошего зрения.
6. В сухофруктах очень много железа, магния, селена и массы других минералов. Как нервная система без них будет развиваться?
7. Ребенок должен получать орехи: фундук, миндаль, фисташки, кедровые орешки. В них много белка и полиненасыщенных жирных кислот.
8. В обязательном порядке все детки должны есть йодосодержащие продукты. У нас вообще тотальный дефицит йода в организме, как у детей, так и у взрослых. В то же время, дефицит йода вызывает у детей психическую вялость, отсутствие интереса и инициативы. Вот одна из причин плохой успеваемости у школьников. Кормите их морской рыбой, морепродуктами, морской капустой и побольше разнообразных овощей.
9. В питании детей обязательно должны присутствовать изделия и зерновых продуктов. Но не белая булка, пирожки и пирожные. Зерновой хлеб, разнообразные каши, макароны твердых сортов.
10. Продукты, богатые минералами, обязательно должны присутствовать на столе наших детишек. Особенно в этом плане нас интересует кальций. Кальций — это наш позвоночник, кости и суставы. Это и нервная система и работа сердечно-сосудистой системы. И многое другое.
Как вырастить умного ребенка? Этот вопрос занимает родителей, учителей, школьных психологов. По-видимому, только комплексный подход даст положительный результат. Воспитывайте ребенка собственным примером, заботьтесь, любите и принимайте его таким, как он есть. Ведь все детки уникальны! Какое содержимое Вы вложите в ребенка в детстве, таким он и вырастет. Поэтому на вопрос — как вырастить умного ребенка, ответ прост! Будьте умными, заботливыми и любящими родителями. Просто живите в гармонии с собой и своими детьми.
На сегодня все! Успехов Вам, здоровья и счастливых отношений в семье!
До новых встреч, Наталия Богоявленская.
Как вырастить умного ребенка?
Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать
2. Ребенку необходимо как можно больше читать, причем, чем раньше, тем лучше. Было выяснено, что у тех детей, которым начинали читать рано, словарный запас гораздо больше.
3. Нельзя запрещать малышу играть, ведь это необходимо для его нормального развития, благодаря играм появляются определенные навыки, которые в дальнейшем помогают ребенку жизни. Когда игры проходят с другими детьми, то это помогает становиться ребенку более коммуникабельным и общительным.
4. Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.
5. С ребенком нужно часто разговаривать. Многие родители думают, что до определенного возраста с ребенком нет необходимости разговаривать, так как он еще ничего не понимает, но это не так. Ребенку общение нужно еще тогда, когда он находится непосредственно в утробе матери.
6. Мозг отлично развивается при занятиях музыкой, поэтому специалисты рекомендуют отдавать своего ребенка на такие занятия.
7. Ребенок должен уметь заниматься серьезными делами, для этого родители должны подавать им правильный пример.
8. Вопреки многим заблуждениям детям можно и даже нужно играть в компьютер, но, конечно, ограниченное количество времени. Развивающие игры на компьютере помогают получить новые навыки и развить мозговую деятельность.
9. Кроме того, могут быть полезны и некоторые детские телепрограммы, которые являются познавательными, поэтому не стоит запрещать их просмотр.
10. Огромное значение имеет и правильное питание, ведь мозг сможет работать полноценно только тогда, когда к нему будет поступать правильное питание.
Таким образом, для того, чтобы воспитать умного ребенка не нужно делать никаких сложных манипуляций, следует просто соблюдать основные правила.
Как помогать развитию умственных способностей у детей?
- Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому больше разговаривайте с ребёнком. В идеале общение с ним должно начинаться с периода внутриутробного развития. Малышу до года устраивайте «экскурсии» по дому, держа на руках и рассказывая о том, что видите. Так увеличивается его словарный запас. Когда ребёнок начинает говорить, необходимо постоянно поддерживать с ним диалог, задавать открытые вопросы, например: «Какие у тебя любимые игрушки?» или «Что ты делал сегодня в садике?»
- Пойте песни и слушайте музыку. Грудничку обычно поёт мама, а затем, когда малыш становится старше, можно петь вместе с ним. Музыка благоприятно сказывается на развитии внимания и памяти, улучшает настроение.
- Читайте книги детям с первых дней жизни. Так можно ускорить процесс развития речи и пробудить интерес к чтению и познанию мира.
- Любите малыша, дарите ему искренние эмоции. Говорите о том, что чувствуете и учите его выражать свои переживания.
- Активная игра способствует развитию социальных навыков и умственных способностей. В ней дети постигают основы ролевого взаимодействия, учатся манипулировать предметами, совершенствуют пространственное мышление. Придумывайте вместе с ребёнком интересные сюжеты для игр, создавайте условия для проявления фантазии. Игрушек не должно быть очень много, иначе это приводит к лености мозговой деятельности и нежеланию проявлять воображение.
- Как только ребёнок начинает вставать у опоры, всячески поощряйте его шаги. Поддерживайте под мышки, водите за ручки по дому. Доказано, что вертикальное хождение способствует расширению кругозора и развитию мышления.
- Старайтесь больше гулять с ребёнком. Во-первых, это насыщение мозга кислородом. Во-вторых, во время прогулки происходит активное познание окружающего мира. Чаще меняйте места пребывания. Если вчера гуляли во дворе, то сегодня отправляйтесь в парк, пройдитесь по незнакомым улицам, а завтра окунитесь в изучение природы-матушки, побывав в лесу.
- Важен полноценный сон. Недостаток его приводит к ухудшению внимания и памяти, истощает нервную систему.
- Время, проводимое малышом у телевизора или за планшетом, должно быть минимальным. При просмотре мультфильмов или телепередач всегда находитесь рядом с ребёнком, комментируйте действия героев, чтобы помочь усвоению быстро меняющейся на экране информации.
- Не забывайте о правильном питании. В рационе кормящей матери, а затем и самого малыша должна присутствовать пища с богатым содержанием белка (рыба, мясо, яйца, молочные продукты, орехи), витаминов и минералов. Омега-3-кислоты, которые есть в жирной рыбе, способствуют повышению интеллекта. Их обязательно включают в питание и кормящей матери, и детей после введения прикорма. А в злаках и фруктах содержатся полезные для мозга углеводы.
Проводились исследования, установившие связь грудного вскармливания и интеллектуальных способностей. У детей, чьи мамы кормили их своим молоком длительный период, был выявлен более высокий уровень интеллекта. Конечно, наличие этой связи отражает лишь тенденцию, а не закономерность. Но польза грудного вскармливания несомненна!
Внимание к ребёнку и создание благоприятных условий для роста и развития – вот основные задачи, которые родители должны решить в процессе воспитания
И не менее важно вовремя заметить индивидуальные особенности малыша и развивать именно их. Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!
Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!
Здоровый образ жизни
Это — фактор нормального умственного развития, поэтому следите за двигательной активностью и рационом ребёнка.
Физкультура и спорт
Неправы те, кто полагает, что занятия спортом не для интеллектуалов; да, если гонять мяч по полю сутками напролёт, забыв про книги, ума вряд ли прибавится. Но разумные физические нагрузки как раз улучшают работу мозга.
Спортивные упражнения стимулируют приток крови к обоим полушариям, а кровь питает мозг, доставляя тому кислород и глюкозу. «Сытый» орган лучше работает — например, повышается концентрация внимания. Если ребёнок увлечён прыжками со скакалкой, у него к тому же укрепляется вестибулярный аппарат, а значит улучшается пространственное мышление.
Занятия спортом подпитывают мозг и позитивно влияют на умственное развитие детей
Питание
Сбалансированный рацион — залог правильного развития организма ребёнка, поэтому включайте в ежедневное меню:
белковую пищу — мясо, рыбу, яйца, орехи; эти продукты улучшают память, концентрируют внимание;
углеводы — фрукты, крупы; помогают усваиваться белкам, снабжают мозг энергией;
еду с жирными кислотами, фосфором — жирные сорта рыбы, растительные масла; питают клетки мозга, стимулируют умственную деятельность;
витамины и минералы (особенно витамины группы В) – содержатся в зелёных овощах, фруктах; также необходимы для питания мозга.
Рацион будущих умников немыслим без богатых витаминами и микроэлементами фруктов
А вот быстрые углеводы, которыми насыщены выпечка, конфеты и газировка, для мозга не полезны.
Сон
Чтобы вырастить умника, требуется с малых лет обеспечить ему нормальный сон, во время которого ребёнок набирается сил для «работы ума». Когда дошкольник или школьник недосыпает, появляются:
- нервные срывы, истерики;
- ухудшение памяти;
- невнимательность.
Дошколятам следует ежедневно спать не меньше 11–12 часов (включая дневной сон), школьникам — 9–10 часов.
Десятичасовой сон каждый день поможет вырастить умного ребёнка
Отношения сотрудничества с детьми
Парадокс второй.Отношения сотрудничества с детьми. Сотрудничество -это совместная работа по законам свободного выбора
Очень важно, чтобы дитя с раннего детства чувствовало, а позже и осознавало, что с ним считаются. Что значит «считаются»?
Это значит, что существует некий диапазон, или коридор возможностей – от сих до сих
Например, вместе убираемся дома. Уборка включает разные поверхности и операции по наведению порядка. Так вот он должен иметь право выбрать. Что именно он или она будет делать. И так во всем. Диапазон задается родителем. А внутри ребенок свободен выбирать. Это просто и гениально.
Постнатальные факторы
- Сначала не сделать неонатальный скрининг (проверяют на муковисцидоз, гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию – почти все они серьёзно влияют на умственное развитие, если не купировать их на ранней стадии).
- Потом минимально с ним разговаривать, не давать слушать музыку, а лучше вообще минимально стимулировать сенсорное развитие.
- И с самого начала держать в максимальном стрессе, ведь кортизол великолепно помогает свести любопытство к минимуму. Не хвалить, не поощрять.
Как это работает: синдром Маугли
Маугли был вымышленным диким ребенком в «Книге джунглей» Редьярда Киплингаподтверждает влияние внешней средымальчика, воспитанного козамиРазговоры с ребёнком и при ребёнке влияют не только на его восприятие речи. В большом исследовании Б. Харт и Т. Рисли, которое позже вдохновило Дану Саскинд на отличную книгу о раннем развитии «Тридцать миллионов слов», учёные выяснили, что в первые три года закладывается базовый словарный запас и позже его уже не нагнать никакими способами. Они замеряли словарный запас родителей и детей из разных семей: обеспеченных, рабочего класса и семей на пособии. К трём годам разница между услышанными словами первых и третьих достигла 30 миллионов слов.безусловно влияет на скорость и полнотуНа стресс организм реагирует куда быстрееон влияет непосредственно на гиппокамп и миндалевидное тело.максимально «чистое» исследованиеКак это исследуют: один геном, разные условия.
Эпигенетические исследования монозиготных близнецов считаются наиболее показательными: вот два человека с идентичным геномом, что происходит, если они разлучены в раннем детстве? У них всегда будет очень много схожего: в движениях, в стиле поведения, в некоторых предпочтениях, даже в выборе профессии, то есть в склонностях. Много лет разлученными близнецами пытались доказать генетическое происхождение уровня IQ, но потом догадались посмотреть, в каких семьях живут эти близнецы. Конечно, максимальное сходство по тестам было у тех, кто жил в семьях похожего достатка и образования.
Эпигенетика
до 80% различий в интеллектеКак это устроено: есть гены, проявляющие фенотип. Есть гены, которые сами ничего не проявляют, но регулируют экспрессию первых генов, – именно на них воздействуют факторы, окружающие ребёнка до и после рождения. Вся наша генетическая информация представлена четырьмя основаниями (нуклеотиды: аденин, цитозин, гуанин, тимин), и, влияя только на цитозин (как один из наиболее известных эпигенетических факторов), присоединяя к нему метильную группу, мы можем регулировать проявление или непроявление признака; то есть, не изменяя последовательность генетического кода, мы можем изменить фенотип организма! Но что ещё интереснее, эти признаки могут закрепляться не только за одним организмом, в котором сработали эпигенетические факторы, но и стать фактором эволюции.
Только представьте – генетика осталась той же, а фенотип может стать совсем другим!
Что же влияет на эту метильную группу? Например, бисфенол А, встречающийся в большом количестве пластика, подавляет метилирование (то есть рецепт угнетения «ненужных» нам признаков – не прекращать использовать пластик, бисфенол А, – настолько популярен, что избежать его практически невозможно).
А, например, витамины группы В и фолиевая кислота (В9) усиливают метилирование, то есть, управляя питанием матери, мы можем влиять на гены ребенка – об этом чуть ниже.По тестам, разница
Следите, чтобы ребенок хорошо высыпался.
Тот факт, что в наше время школьники спят ночью на час меньше, чем их сверстники тридцать лет назад, прошел практически незамеченным. Но мы не можем позволить себе пускать дело на самотек.
Исследователи проблем сна лишь недавно смогли увидеть и оценить ущерб, который приносит детям час недосыпа.
Сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей успеваемости. Он имеет прямое отношение к целому ряду проблем, которые раньше с ним не связывали, например увеличению частоты случаев детского ожирения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Некоторые ученые считают, что недостаток сна в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна.
Читайте в бонусе — Семь советов, как стимулировать математическое развитие ребенка:
Начинайте стимулировать математическое развитие малыша как можно раньше: ведь в раннем возрасте поистине огромна способность маленького человечка впитывать информацию. На стенах детской комнаты закрепите математические плакаты: цифры, счет, формы, фигуры, таблицу умножения и т.п
Во время игр обращайте внимание малыша на изображения, называя фигуры и цифры вслух. Обводите изображения пальчиком крохи
Для начала пусть он слушает и разглядывает картинки; подрастая, малыш обязательно заинтересуется и остальными действиями.
Не забывайте о том, что лучше всего маленький ребенок запоминает полезную информацию, играя. Пособиями для игры могут быть не только игрушки. Малыши очень любят играть бытовыми предметами. С их помощью они могут познакомиться с понятием количества, а далее и с порядковыми числительными. Накопленный опыт простейших арифметических действий закладывает базу для успешного дальнейшего развития математических навыков. Так что подумайте, чем из домашних вещей поиграть крохе.
Для первого знакомства малыша с математикой идеальное место – кухня. Например, разрешите крохе составлять по порядку или вкладывать одна в другую кастрюли, плошки, всевозможные емкости разных форм и размеров, пустые упаковки из-под сметаны и йогурта. Кроме счета, с их помощью можно осваивать измерение объемов. В ходе игры выясните, куда можно налить воды больше, то есть у какой емкости или кастрюли самый большой объем. Воспользуйтесь мерным стаканчиком со шкалой для точности измерения. Подобные изыскания лучше совершать в раковине.
Разложите на столе множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка навести порядок: разложить большие пуговицы в одну коробочку, маленькие – в другую. Посчитайте вместе, сколько получилось пуговиц в каждой коробочке. Попробуйте проходить счет, нанизывая на шнур крупные бусины. Такие занятия одновременно будут способствовать улучшению тонкой моторики, стимулируя развитие мозга ребенка.
Проводить уроки математики можно и на прогулке, используя природный материал, который всегда под рукой: камушки, листья и сухие веточки деревьев, шишки. По дороге предложите малышу что-либо сосчитать: проезжающих велосипедистов, собак, деревья, скамейки и т.п. Кроме навыков счета будут развиваться внимание, наблюдательность.
Ребенку постарше задачу усложните – пусть ведет учет сразу нескольких предметов, к примеру, елей и березок, голубей и воробьев. Измеряйте расстояние шагами, например, между скамейкой и подъездом, песочницей и детской горкой. Можете потренироваться в счете наоборот: по пути от скамейки к деревцу – считаете «один-два-три-четыре-пять», идете обратно – «пять-четыре-три-два-один». Отмерьте расстояние своими большими шагами, а малыш – маленькими, потом результаты сравните. Ребенок получитпредставление о том, что бывают разные единицы измерения.
Играйте с малышом искренне и с интересом: дети очень хорошо чувствуют фальшь. Если вы сами к обучающей игре относитесь как к скучному занятию, то и ребенок станет относиться к ней точно так же. Не опоздайте научить своего малыша: то, что вы заложите в кроху в раннем детстве, закладывается глубоко. В дальнейшем эти навыки и умения помогут ему состояться в жизни.
Воспитание ребенка: самые популярные методы
Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество
Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах
Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.
Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:
- Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
- Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
- Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
- Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
- Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.
Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.
В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».
Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете
При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне
Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.
Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.
Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.
Быть «умным» – значит:
- быть эрудированным, начитанным;
- уметь пользоваться своими знаниями, то есть применять их в каждой конкретной ситуации;
- обладать способностью самостоятельно решать жизненные задачи;
- уметь анализировать происходящее, делать выводы и умозаключения;
- предсказывать последствия своих действий.
Помимо данных характеристик, ум ещё включает в себя способность осознавать и различать свои и чужие эмоции, что в психологии получило название «эмоциональный интеллект».
Проводилось множество исследований, которые подтвердили огромную роль наследственности в развитии умственных способностей. Но это совсем не означает, что родителям-интеллектуалам можно расслабиться и не проводить занятия с ребёнком. Ведь почему-то в обществе сформировалось и такое суждение: «На детях гениев природа отдыхает». Отсюда вывод: нельзя пускать на самотёк развитие малыша, с помощью правильного воспитания можно добиться огромных успехов!
Выработка характера
Талант и выдающиеся умственные способности могут так и остаться нереализованными, если их обладатель слаб характером.
Терпение и настойчивость
Часть исследователей считает, что самодисциплина больше влияет на успехи в школе, чем интеллект. Ученики, обладающие сильной волей, реже прогуливают уроки, тщательнее выполняют домашние задания. Они рано выбирают будущую профессию и целенаправленно готовятся к поступлению в вуз.
Если с малых лет развивать в ребёнке терпение и усидчивость, он непременно достигнет успехов в учёбе
Помогите ребёнку обрести такие качества, как выдержка, упорство. Приведите примеры из истории, когда люди достигали величия собственным трудом (Ломоносов, Суворов). Но лучше всего на вашего отпрыска подействует родительский опыт; расскажите, как шли к цели, преодолевая неудачи, и не отступились от неё.
Самостоятельность
С первых лет жизни позвольте ребёнку в определённых ситуациях самому принимать решения — например, по ходу игры или при выборе места для прогулки. Психологи единодушны в том, что несвобода — главное препятствие развитию интеллекта.
Однако это не значит, что подросшего ребёнка следует оставлять один на один с его проблемами. Разумеется, спешите на помощь в сложных ситуациях, но попробуйте сначала обойтись советом по поводу того, что именно нужно делать; а дальше пусть попытается действовать сам.
Самостоятельный поиск ребёнком решений — важный этап развития его интеллекта
Необходимые ограничения
Телевизор часто крадёт у малыша драгоценное время, которое будущий умник мог бы проводить за чтением, полезными играми или общением с ровесниками. По мнению психологов, голубой экран слабо влияет на развитие интеллекта у детей. Как и компьютерные «стрелялки».
Если уж без электронных игр не обойтись, ориентируйте малыша на те, что, развлекая, одновременно обучают (головоломки, приключения в мире животных, жизнь на ферме).
Ребёнка рано или поздно потянет к электронным играм, важно нацелить его на те, что развивают умственные способности
Оказывается, чтобы ребёнок рос умным, не требуется больших материальных затрат или титанических усилий со стороны родителей. Грамотно выстроенное воспитание, правильный образ жизни и личный пример сыграют решающую роль в формировании интеллекта младших членов семьи.
Как вырастить умного ребенка от рождения?
Совет №1. Покажи ребенку, что он в безопасности
Мозг человека начинает искать безопасности от самого рождения. Если он чувствует страх или потенциальную угрозу, человек не может учиться. Так считает автор книг о воспитании детей Трейси Катчлоу, которая советует родителям стимулировать чувство безопасности у детей.
Как показать ребенку, что он в безопасности?
Чтобы вырастить и воспитать умного ребенка с рождения, обеспечь ему контакт кожа-к-коже. Помни, что новорожденные и младенцы воспринимают себя как часть мамы, а поэтому любая разлука заставляет малышей чувствовать опасность. Регулярные тактильные контакты вызывают чувство безопасности и помогают вырастить счастливого ребенка.
Контакт кожа-к-коже – это просто:
- дотрагивайся к лицу крохи и целуй его;
- делай массаж всех частей тела;
- регулярно общайся с карапузом, дотрагиваясь к нему;
- носи малыша на руках.
Но как вырастить умного и счастливого ребенка, если после родов круглосуточно хочется спать, домашние задания выполняются с опозданием, а поддержки родственников нет? Обратись за помощью к супругу. Тесные и поддерживающие отношения родителей являются основой развития безопасной атмосферы в доме, где ребенок будет расти счастливым.
Катчлоу советует записать все домашние обязанности на листе бумаги и демократично разделить их с супругом
При этом важно поддерживать друг друга в эмоционально заряженные моменты, когда домашние дела часто отходят на второй план
Поссорились с супругом прямо на глазах у малыша?