Дети с разницей в полстолетия
На тему изучения изменений в разных поколениях проведено немало исследований. Одно из них сравнивает школьников 4-5 классов в возрасте 11-12 лет. Первое исследование проводилось в 1967 году, второе – в 2017. Основным предметом изучения являлось «чувство взрослости», то есть то, насколько дети хотят стать взрослыми и стремятся выглядеть таковыми.
Целых 50 лет разницы! Изменилась страна, изменился строй, изменилось образование. Конечно, изменились и дети. Как обнаружили исследователи, советские школьники гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные. По словам научного сотрудника Центра исследований современного детства Александра Бочавера, школьники 60-х хотели, чтоб к ним относились, как к взрослым, уважали их мнение. Нынешние же дети считают себя маленькими и взрослеть не торопятся, для них детство намного более привлекательно, чем полная проблем взрослая жизнь.
Это проявляется и в выборе занятий по душе. В советское время, когда существовало множество бесплатных кружков, дети проявляли бОльшую самостоятельность в их выборе. Современные дети чаще следуют родительским решениям, чем делают собственный выбор.
Однако исследователи отмечают, что у современных детей гораздо больше отличий друг от друга. И дело не только в социальном расслоении, но и в целом в отношении к жизни. То есть нынешние дети оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад.
Подростковые различия
Еще одно исследование было проведено с разницей в 30 лет – 1989 и 2019 годах. В исследованиях принимали участие 15-летние подростки соответственно 1974 и 2004 года рождения. Объект изучения аналогичен – психологическая и социальная зрелость подростков из разных поколений.
Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны современные подростки проявляют гораздо большую амбициозность, ставят высокие жизненные цели, выше ценят себя. Но при этом самая большая разница между ними и подростками СССР в нежелании брать на себя ответственность.
Эксперты говорят, что это полностью отражает отношение общества к детям. Заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева поясняет, что такие результаты свидетельствует не только о неготовности современных подростков к принятию важных жизненных решений, но и о том, что нынешнее общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий.
Удивительно, что советское общество, во времена когда, казалось бы, все было предрешено и стабильно, взращивало в подростках умение действовать и принимать решение самостоятельно. А сейчас, когда от каждого требуется гораздо больше инициативности в выстраивании своей жизни, подростковый период затягивается.
А вот что вполне объяснимо, так это смена фокусировки с общественного на личном. Эксперты говорят, что за прошедшие 30 лет у подростков серьезно возросла мотивация личных желаний, а вот желаний даже для ближнего окружения стало намного меньше. В целом это вполне объяснимая тенденция, связанная со сменой общественной идеологии. А уж насколько это хорошо или плохо, рассудит время.