Как бороться с детскими страхами
Главное — отнестись к страху ребенка серьезно. Не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «Ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание, и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка же он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет, бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.
Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.
Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.
Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего ни случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».
Чего боятся родители перед школой?
Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения. Вот некоторые из них:
- Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
- Страх невнимания учителя или отношения к ребенку. Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
- Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу? и т.п.
- А если ребенку будут занижать оценки? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности.
Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность.
Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям.
Причины возникновения детских страхов
Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу
Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи
Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов
Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
- Гиперопека
Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой. - Недостаток внимания родителей
Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты. - Недостаток физической активности
Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов. - Агрессия матери по отношению к ребенку
Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности. - Нестабильная атмосфера в семье
Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов. - Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Типы детских страхов
Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».
Навязчивые / реальные
Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.
Бредовые
Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.
Причины детских страхов в разном возрасте
Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет, и они связаны с развитием различных качеств и способностей.
Так, в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.
После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым, и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами, например, страх перед Бабой Ягой – угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями могут отражать страх наказания родителями.
От 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.
В 5–7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.
В 7–11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.
От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны, подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой – боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений, происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).
Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?
Стоп!
Давайте остановимся и не будем паниковать. Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить.
Чего боятся родители?
Всего, что навредит их чаду. И тут все зависит от степени тревожности. Некоторые мамы боятся ГМО, другие паникуют при виде любого покраснения на коже ребенка. Итак, что еще.
Проблемы со здоровьем
Еще во время беременности мнительные мамочки внимательно штудируют тонны литературы о детских болезнях, чтобы потом быть во всеоружии. И вот когда малыш рождается, они тут же начинают выискивать у него различные симптомы.
На самом деле это большая проблема для психики родителей. Постоянная тревога за здоровье ребенка приводит к негативным последствиям. Чаще всего матери душат чадо своей гиперопекой. Не отдают на спортивные секции — боятся травм. Не разрешают посещать общепит — ведь можно подхватить заразу.
Что делать. Отключите режим паники и включите режим «осознанная забота». Роль матери — заботиться. Но не ограждать ребенка от всего мира.
Неудачи в учебе
Родители беспокоятся, что сын или дочь будет плохо учиться, принося в дневнике плохие отметки. В большей степени подобная родительская тревожность связана с завышенными ожиданиями. Мама с папой хотят, чтобы их ребенок был успешным во всем.
Чтобы вырастить из непоседы будущего гения, родители не жалеют сил и средств на всевозможные курсы. Они хотят, чтобы малыш как можно раньше научился читать, писать, разговаривать на английском. С малых лет ребенок нацелен на «достигаторство».
Что делать. Чтобы не довести себя и ребенка до эмоционального выгорания, позвольте чаду самому выбрать, что ему нравится. А заодно донесите до него мысль о том, что учеба ради оценок — тупиковый путь.
Плохая компания
Этот страх формируется у родителей, когда их чадо достигает переходного возраста. Они боятся, что подросток свяжется с сомнительными личностями, пойдет у них на поводу. А вдруг они заставят его совершить какие-то скверные поступки? Подобные вопросы не оставляют в покое мнительных мам и пап.
Они готовы на все, лишь бы оградить ребенка от тлетворного влияния сверстников. В ход идут ограничения и запреты. Но на самом деле родители ломают самое драгоценное — доверие в отношениях с подростком.
Что делать. Говорите с детьми открыто обо всех проблемах, которые могут возникать на их пути. Обсуждайте тему наркотиков, алкоголя. Но не уходите в назидания. Предлагайте подростку самому сделать вывод, что вредные привычки — это плохо.
Ранний сексуальный опыт
Долгое время в нашем обществе тема полового воспитания была под запретом. Дети узнавали интимные подробности от старших товарищей или подслушивали взрослые разговоры. Сегодня у молодежи нет проблемы с поиском информации.
Этот момент страшно пугает родителей. Они ставят блокировки в компьютере, запрещают гулять допоздна. Но мало кто задумывается, что таким способом они лишь усиливают тягу к запретному плоду.
Что делать. Разговаривайте с сыном или дочерью на тему секса. Пусть лучше они получат пикантную информацию от вас, нежели услышат что-то искаженное от третьих лиц.
Нереализованность
Все родители мечтают видеть детей успешными и финансово обеспеченными людьми. Зачастую мама с папой хотят реализовать в ребенке свои упущенные возможности. Мол, я не смогла стать востребованным юристом, пусть мой сын добьется этого.
Сами понимаете, чем заканчиваются подобные желания
Родители с утра до ночи читают нотации о том, как важно изучать правоведение и гуманитарные науки. А активный подросток грезит о футболе и спортивных победах
В результате ему не хочется вообще ничего, так что впору обращаться к психологу.
Что делать. Отпустите свои амбиции и прислушайтесь к ребенку. Вы уже сделали (или не сделали) для себя то, что хотели. Отныне ваша задача помочь детям стать счастливыми.
Понимаю, что взаимоотношения детей и родителей — крайне важная тема. И я неоднократно затрагиваю ее на своих курсах. Запишитесь на онлайн-курс «Секреты женского счастья», и вы узнаете, как быть самой чуткой и понимающей мамой для своего ребенка. Подробности на официальном сайте ТЦ Павла Ракова.
Боязнь порождает стресс
Постоянное напряжение, стресс негативно воздействуют как на взрослых, так и на детей. Медики уверяют, что стресс подталкивает организм включать функцию «отвечай или беги». В случае опасности нервная система начинает активно производить адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение, давление крови увеличивается, наблюдается напряжение мышц – организм желает всё решить бегством. Безусловно, такая реакция важна, если за вами гонится дикий зверь или бандит. А вот в процессе учёбы, подготовки к экзаменам такая реакция будет только мешать.
Стресс оказывает влияние, как на тело, так и на мозг. Конечно, в некоторых случаях стрессовые ситуации, наоборот, помогают. Однако если он возникает ежедневно, организм может поддаться ему и перестанет правильно функционировать.
Стресс провоцирует возникновение головных болей, негативно влияет на иммунную систему, вызывает аутоиммунные заболевания и проблемы с ЖКТ. Кроме этого страдает и нервная система, в результате чего возможно и психологическое заболевание. Родители даже и не подозревают, что заставляя своего ребёнка учиться на пятёрки, они усугубляют его самочувствие и состояние здоровья в целом.
Возраст детских страхов
Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.
В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:
- Страх остаться без родителей (одиночества);
- Страх плохих снов;
- Страх темноты (неизвестности);
- Страх злодеев из сказок;
- Страх войны;
- Страх природных катаклизмов;
- Страх наказания;
- Страх боли (уколов, врачей);
- Страх смерти.
Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.
От 0–1 года:
страх разлуки с близкими;
незнакомых людей;
страх воды;
страх громких звуков.
В 1 год:
- страх одиночества;
- страх незнакомых взрослых.
В 2–3 года:
- страх наказания;
- боязнь животных;
- страх высоты;
- боязнь громких звуков.
В 4–5 лет:
- страх темноты;
- страх сказочных персонажей;
- страх ночных кошмаров.
В 6–7 лет:
- страх смерти (своей или близких);
- страх животных;
- страх сказочных персонажей;
- страх ночных кошмаров;
- страх бедствия: пожара, наводнения.
В 8–10 лет:
- страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
- страх смерти.
В 11–16 лет:
- страх смерти;
- боязнь войны или нападения;
- ипохондрия;
- страх проявить себя;
- страх принятия возрастных изменений.
Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция
Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу. В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза
Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома
В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.
За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:
- «Что люди скажут?»
- «Надо помочь ребенку адаптироваться»
- «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
- «Ребенок сам не справится»
- «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
- «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
- «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»
Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.
Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).
Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.
Причины детских страхов
Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.
Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.
Гиперопека
Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.
Высмеивание страха
Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.
Замкнутость
Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.
Постоянное присутствие невротизирующего фактора
Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.
Наказание за проявление чувств
Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.
Психотравмы
Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.
Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)
А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.
Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:
- «Не лезь к тому мальчику — ударит»
- «Куда ты пошел — упадешь»
- «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
- «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»
Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.
Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:
- говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
- говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
- предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»
Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.
Сын 6 лет не слушается и дерётся в детском саду| Консультация детского психолога
Ребенку 6 год не слушается воспитателя в садике. Творит что хочет,сам по себе,дерется с детьми. Помогите воспитатель жалуется каждый день. И родителей не слышит.
Спрашивает: Шодиева Татьяна Александровна
Ответ
Здравствуйте, Елена Викторовна!
К сожалению, такого рода проблемы решаются довольно сложно, поскольку самоконтроль и сила воли у детей дошкольного возраста еще не так развиты, чтобы им можно было сделать внушение «вести себя хорошо» дома, и они бы в детском саду придерживались этой установки.
Так что то, как ребенок ведет себя в саду, конечно обусловлено его воспитанием родителями, и особенностями его характера, но в достаточной степени зависит и от непосредственной обстановки в детском саду, отношений ребенка с воспитателями и сверстниками, от тех стереотипов, которыми принято реагировать на разные ситуации в группе.
Поэтому вы конечно можете дома разговаривать с сыном о том, что взрослых нужно слушаться, что бить других нельзя, и проблемы нужно решать словами, но в первую очередь озаботиться тем, что они не могут справиться с мальчиком, должны сами воспитатели.
Обычно дело осложняется тем, что детей в группе много и уделять внимание кому-то одному более пристально, чем всем другим, воспитателям крайне сложно. Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают
Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают
Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают.
Особенно если речь идет о чем-то действительно важном и принципиальном для взрослых. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете
Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете.
Если ребенок не одевается, например, вы можете одеть его сами, если не идет, его всегда можно взять на руки, разумеется, не стоит постоянно пользоваться преимуществами размера и силы, но иногда бывает полезным и детям увидеть, что что-то от их решений не зависит, и вам будет полезно не испытывать лишний раз собственное терпение.
Если под словами «и родителей не слышит» вы имели в виду, что мальчик не слушается и дома вас, то действовать нужно таким же образом, как я описала выше.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог
Детский сад – страх детей и родителей или новый этап в развитии и социализации ребенка
Самое ценное, дорогое и нежное существо – это рожденный малыш. Ему нужны опека, тепло и ласка, как отца, так и матери. Он подрастает, становится более самостоятельным с каждой неделей жизни, познаёт и открывает мир день за днём
И тут, уже с первого периода развития, очень важно не переусердствовать в опеке. Очень часто родители стараются сделать практически всё, вместо ребёнка – «не бери сам/сама, я дам», «давай покормлю, а то разольешь» и подобные
Вследствие такого поведения дети перестают активировать свою энергию на совершенствование умений, предпочитают быть пассивными, так как понимают, что так проще и легче, чем добиваться чего-то неоднократными попытками. Так, незаметно, закладывается неумение идти настойчиво к цели, что проявляется позже и не очень позитивно влияет на жизненную позицию в процессе развития личности. Детский сад так же является одной из ступеней взросления. В этой статье постараемся рассмотреть некоторые аспекты поведения родителей при подготовке ребёнка к детскому саду.
— Первое – подготовка к переходу в другую среду может занять от нескольких месяцев до года. Нужно разговаривать о преимуществах общения в детском саду, новых игрушках, друзьях и подобных позитивных вещах. Но убрать внутренние неосознанные страхи нельзя так быстро как бы нам этого хотелось. И чаще всего сами родители, возможно и не подозревая этого, вселяют их в детей. Никогда не говорите ребёнку, что отдадите его кому-то, или оставите где-то, если он не станет послушным. Вот и первая ошибка – потому что, в глазах малыша, его и правда отдают чужой тёте и уходят «навсегда». Для детей время идёт намного дольше, чем для взрослых.
— Не пугайте детским садом, если не хочет кушать или делать то, что попросили. В таком случае устанавливается понятие садика, как меры наказания.
— Не надо обсуждать выбор группы, воспитателей, своих страхов, сомнений по поводу первых дней адаптации в детском саду при ребенке.
— Постарайтесь удаляться с игровой площадки во дворе ненадолго, но так, чтобы держать малыша в поле зрения. Причиной может быть жажда, разговор с подругой иные подобные варианты. Таким образом, отсутствие мамы, со временем не ощущается так остро.
— Объясняйте малышу его поход в детский сад таким образом, чтобы он думал и понимал, что это надо ему, а не родителям. Не называйте в разговоре аспекты необходимости выхода на работу, нехватки времени или облегчения ухода за младшими братиком или сестрой. «Всё это нужно только маме, значит «я» мешаю» — вот какой будет реакция ребенка на попытки отправить его в детский сад. Лучше сказать, как повзрослел сыночек или доченька, и какие они стали самостоятельные, что могут совершенно уверенно идти в детский сад.
— В группе детского сада, желательно, не затягивать процесс прощания. Переодевайте не спеша, разговаривайте об интересных вещах или событиях (кроме наставлений по поведению в саду). Потом с улыбкой, спокойно заведите, и даже если плачет или начинает истерику, не возвращайтесь. Поверьте психологам и воспитателям, работающим не один год в детском саду – так дети успокаиваются намного быстрее.
— Самое важное и основное в этом процессе, убрать нервозность, панику и неуверенность мамы. Ребёнок очень сильно связан с родителями, и предельно тонко чувствует их состояние
Нужно взять себя в руки, убрать чувство неуверенности, страха и вины – всё правильно и не является преступлением или проблемой. Состояние ребенка зависит от состояния родителя.
Не стоит забывать, что каждый случай индивидуален, всегда надо исходить из конкретной ситуации. Характер маленького человечка, окружающая среда, уклад семьи и еще большое количество нюансов, так же играют огромную роль в процессе адаптации. Ребёнок – это счастье, наслаждайтесь наилучшими моментами и не усложняйте жизнь лишними переживаниями ни себе, ни ему. Мыслите позитивно, и то же самое сделает малыш.
Spread the love
Хорошие оценки не дают никаких гарантий
Родители не должны копить оценки детей. Их задача – быть рядом и поддерживать в любой ситуации. Необходимо продемонстрировать свою любовь и не требовать каких-либо достижений. Ребёнок должен получать удовольствие от процесса обучения, попробуйте пробудить в них желание учиться чему-то новому, исследовать, познавать.
Доказано, что домашнее задание в больших объёмах, ужасный график учёбы, зазубривание предлагаемого материала позволяют воспитать так называемых «рабочих пчёл», однако не способствует тому, чтобы вырастить из ребёнка успешную личность. Да и психологическое равновесие школьника в таких условиях может быть нарушено.
Не стоит забывать, что хорошие оценки и потраченное время на различные занятия помимо школы, не дают гарантии, что ребёнок правильно выберет профессию и будет иметь достойное рабочее место, позволяющее не только получать хорошую заработную плату, но и развиваться, как личность. Если бы медали за успеваемость и высокие баллы позволяли получить необходимую самооценку без вреда для здоровья школьника, все бы только и занимались обучением.
Родители должны искоренить страх за обучения своего школьника, научиться правильно реагировать на плохие оценки
Помимо этого важно показать ребёнку, что его дом — это пристанище, где он сможет отдохнуть от школы, и не будет чувствовать давления ещё и со стороны родителей
Мамы и папы должны вести себя так, чтобы ребёнок понимал, что вне зависимости от его оценок и успеваемости, он по-прежнему является любимым. Чувства родителей не должны зависеть от успешности малыша. Только так вы сможете воспитать свободного человека, способного на ошибки, самоанализ и тягу к знаниям, которые ему будут необходимы.