Особенности нравственного воспитания
Содержание нравственного воспитания состоит в целенаправленном воздействии, которое призвано сформировать у ребенка определенный набор моральных и эстетических чувств, а также навыков поведения, являющихся общепринятыми в обществе. Оно преследует определенные задачи, основными среди которых являются:
- формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
- воспитание соответствующих чувств;
- выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.
Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:
- формирование нравственного сознания (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
- формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
- стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).
В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:
- понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
- выработка ощущения совести;
- стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
- стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
- терпимость и милосердие по отношению к окружающим.
«Музыкальная» методика Железновых
«Музыка с мамой» – именно так называется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочерью Железновыми. В программу входят упражнения по развитию моторики, речи, тактильных ощущений и музыкального слуха.
По мнению авторов, музыка должна сопровождать все виды деятельности ребенка:
- подвижные игры;
- пальчиковую гимнастику;
- сюжетно-ролевые игры;
- зарядку и массаж.
Приступать к упражнениям можно уже с первых недель жизни младенца. Мамы занимаются по этой методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с педагогом в небольших группах.
Минусов у метода Железновых нет, ведь всем известно о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Методики раннего развития ребенка
- Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Сесиль Лупан – упор на индивидуальность ребенка
Автором методики является любящая мать двух дочерей, которая решила помочь им с получением необходимых умений для изучения окружающего мира. После тщательного изучения системы Глена Домана, Лупан занялась ее переработкой, считая, что необходимо уважать увлечения ребенка и организовывать занятия по интересующим его категориям. Если чадо любит извлекать шум из различных предметов, можно купить ему барабаны. При тяге ребенка к вязанным вещам, необходимо предоставить ему куски ткани для изучения. Эта методика предполагает широкий ассортимент игр для развития восприятия, разделы для овладения музыкой, изучения истории, чтению, письменной грамотности, иностранному языку. Существуют особые упражнения для обучения плаванию и верховой езде.
Шалва Амонашвили – педагогика гуманизма
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили смог разработать свою воспитательную концепцию, главная мысль которой – гуманное отношение к детям дошкольного и школьного возраста. Немаловажный нюанс – сотрудничество взрослого и ребенка на равных позициях. По словам автора, ребенок – это личность, которая требует к себе уважения. Данную методику можно назвать уникальной, не похожей на остальные.
Амонашвили представляет к вниманию близких для ребенка взрослых свод правил, которыми стоит руководствоваться при воспитании и обучении детей. Самое главное – отсутствие принуждения и контроля. Основная мысль автора – нет плохих детей, присутствуют лишь родители и учителя, которые неправильно их воспитывают, не способны грамотно сформулировать требования.
Вальдорфская школа
Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.
Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.
Как воспитывать ребенка
Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.
Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.
Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:
- ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
- начальное образование – социализация и художественное развитие;
- среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.
Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.
При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.
Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:
- комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
- всестороннее развитие личности;
- творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
- атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.
Есть и недостатки:
- система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
- особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
- дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
- ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
- методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения
Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Основные ошибки
Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов. Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.
Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.
Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу. Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди. Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет
Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов
Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Простые правила воспитания
Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса:
- родительский авторитет должен быть незыблемым. Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
- личность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства.
- родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях.
- не нужно скупиться в применении поощрения.
Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.
Окружение — это важно!
В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения. В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.
Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях
К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники. Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль. Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту. Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании.
Родители должны участвовать в формировании окружения своего ребенка
Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.
Основы методики
Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.
Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:
Детей нужно любить такими, какие они есть;
Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;
Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;
Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.
Читать раньше, чем говорить
Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами. Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки. Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.
Как теория привязанности помогает понять своего ребенка
Осознанному взаимодействию с ребенком помогает знание теории привязанности.
Теория привязанности подробно описана в книге психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Это научная теория, за ней стоят факты и научные наблюдения, на основании которых делаются выводы.
Эта теория очень логична и обоснована. Она проистекает из того факта, что ребенок – очень зависимое существо. Он приходит в мир не готовым позаботиться о себе. Это – особенность нашего вида.
Человеческие детеныши длительное время нуждаются в заботе и защите. Из этого простого обстоятельства логично вытекает определенный характер отношений между ребенком и его взрослым. Взрослый должен предоставлять ребенку защиту и заботу, в ответ ребенок хочет быть со своим взрослым, хочет ему нравиться и ориентироваться на него, учится у взрослого и подражает ему.
Взрослый и ребенок подстраиваются друг к другу.
Объясним на примере: в дом, где есть маленький ребенок, пришли гости. Мама начинает уделять много внимания гостям, а ребенок начинает плакать, нервничать, требовать внимания, так как ему кажется, что привязанность и связь с мамой попали под угрозу. Если мама начинает сердиться на ребенка или выставляет его за дверь – для него это подтверждение, что привязанность оборвана, он маме не нужен, он чувствует угрозу своей безопасности. Ребенок впадает в истерику, долго не может успокоиться.
Если же мама знает теорию привязанности, она будет по-другому реагировать на поведение ребенка (возьмет на руки, обнимет, успокоит и т.д.), и все закончится благополучно.
Или такая ситуация: ребенок постоянно просится на руки, а родителям кажется, что он манипулирует или растет избалованным. На самом деле, ребенку просто не хватает подтверждений, что его привязанность с родителями крепкая, что он им нужен и ему ничего не угрожает
Как только ребенок насытится любовью и вниманием родителей, он слезет с рук и пойдет осваивать мир
Некоторые специалисты к теории привязанности пытаются прикрутить что-то еще. Например, говорят, что с помощью теории привязанности можно вырастить счастливого и успешного ребенка. Это не так. Теория привязанности не про то, что можно придумать образ и вырастить его с помощью этой теории. Она не про то, чтобы ребенок был лучше всех и побеждал на олимпиадах.
Программа привязанности общая у людей с высшими млекопитающим и древними предками (неандертальцами или питекантропами). У человека с умственной отсталостью она точно такая же, как у человека с двумя красными дипломами.
Важно помнить, что ребенок – не наша собственность. Родители – только проводники для Души ребенка на начальном этапе путешествия в Мир. Понимание теории привязанности помогает родителю быть проводником
Понимание теории привязанности помогает родителю быть проводником.
Однако в некоторых родителях настолько глубоко заложена программа привязанности к своему ребенку, что они проносят ее через всю жизнь. И даже, когда во взрослом возрасте защита и забота детям становятся не так сильно нужны, родители все равно продолжают заботиться и опекать.
В норме инстинктивная часть этой программы работает весь период от рождения ребенка до полового созревания.
Как только ребенок становится зрелой в половом плане особью (которая сама может плодиться и размножаться), инстинктивная часть программы привязанности уходит, но любовь остается
Поэтому в определенный момент важно переключить отношения на другой фундамент, выйти из созависимости, а этого зачастую не происходит
Почему? Потому что люди путают привязанность (созависимость) и любовь.
Конечно, в будущем могут быть ситуации, когда ребенок с чем-то не справляется – у него могут быть проблемы со здоровьем, какие-то личные проблемы и др. В этой ситуации несмотря на то, что ребенок уже взрослый, программа привязанности снова оживает.
Ребенку может быть уже 35 лет, но у него сложный период в жизни, и маме очень хочется о нем позаботиться: включается поведение защиты и заботы. Родитель начинает думать о сыне или дочери все больше, чаще контактировать, стараться чем-то помочь. Это нормально (если защита и забота родителя адекватна потребности ребенка).
Ненормально – постоянно стремиться обустроить жизнь взрослого ребенка и думать, что это и есть любовь.
Теория привязанности – ваш верный помощник в понимании своего ребенка. Уровень вашей осознанности при взаимодействии зависит только от вас!
Популярные методики воспитания ребенка до года
Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.
Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:
- метод Монтессори;
- воспитание по Глену Доману;
- Вальдорфская методика.
Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.
Всестороннее воспитание – методика Монтессори
Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.
Подробнее о методике на видео:
Развитие по карточкам – методика Глена Домана
Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.
Воспитание через подражание – Вальдорфская школа
У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр
Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”. Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет
Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.
Виды методов воспитания
Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.
Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида:
- Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
- Физическое воздействие.
- Ограничения, наказания и лишения чего-либо.
Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи
Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка.
Методы психологического и морального воздействия
Беседы
Беседа — один из первоочередных методов психологического воздействия на ребенка
Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком, требующий родительского терпения, понимания и мудрости. Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания. При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос, так как беседа — это прежде всего доверительный контакт.
Внушения
Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа». От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки, чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.
Подкрепления
Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие. Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.
Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.
Физическое воздействие
Физическое воздействие на ребенка — это тоже метод воспитания, однако его уместность и оправданность вызывает серьезные споры в среде детских психологов
Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.
Ограничения, наказания и лишение чего-либо
Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание. Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.
Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.
Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными. В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать
К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается
В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.
Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
Для детей лучшим средством воспитания является игра. В процессе они получают различные знания, соотносимые с жизненными ситуациями. Игровая деятельность интересна ребенку, поэтому она дает достаточно эффективный результат.
В наше время существует большое количество методик развития интеллекта дошкольников:
- Сущность системы Марии Монтессори заключается в следующем: дошкольник самостоятельно выбирает занятие, которым желает заниматься. Воспитатель помогает малышу, если тот его попросит. Этот метод подходит терпеливым и усидчивым детям. Минус в том, что обучаемый не учится работать в коллективе.
- Содержание методики Никитиных в том, что развивающие и спортивные упражнения даются в порядке усложнения. Если дошкольник не справляется с задачей, то ее откладывают. Воспитатель не дает решения. Плюс — в рациональном использовании времени, минус — в отсутствии индивидуального подхода.
- По методике Зайцевых дети уже с двухлетнего возраста обучаются чтению при помощи кубиков и таблиц, под музыку пропевают части слов. Достоинства: дошкольники рано учатся читать, имеют отличный словарный запас и речевые навыки. Недостаток: в школе с трудом даются фонетический разбор слов и разложение по составу.
- Работа по методике Сесиль Лупан заключается в том, что дети выполняют задания по желанию, используя все, что есть под рукой. Педагог должен познакомить малыша со всем, с чем тот взаимодействует.
- Задача ментальной арифметики — всестороннее развитие. Техника обучения состоит из двух компонентов. На первом этапе малыш осваивает счет на косточках (абакусе) обеими ручками одновременно. На втором этапе дошкольник постепенно отказывается от счетов и расчеты производит в воображении. Такая форма подачи развивает память, интуицию, творческие способности, воображение. Дошкольник после нескольких месяцев обучения способен с легкостью осваивать иностранные языки, запоминать стихи и прозу, складывать в уме 10-значные числа и т.д.
Суть раннего обучения
Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.
Под условиями понимают:
- организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
- знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
- активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
- приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).
Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.
Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.
Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.
Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках
Это поможет обратить внимание на «западающие» направления